Главная
Карта сайта
Написать письмо
Наука и образование Гродненской области
Главная » Специальное образование
Специальное образование

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2012 – 2016 ГОДЫ

Каталог образовательных учреждений

Система специального образования(СО) 

Учебные планы, программы, учебники, пособия 

Сеть специального образования в Гродненской области 

В областном банке данных состоит на учете 23 972 (+746) детей с особенностями психофизического развития. Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составил 99,9 %
В учреждениях общего среднего образования функционирует 680 классов интегрированного обучения и воспитания
(1079 обучающихся) и 29 специальных классов (231), в учреждениях дошкольного образования – 216 групп интегрированного обучения и воспитания (664 воспитанника) и 233 специальные группы (2847).
В области 518 учреждений, реализующих образовательные программы специального образования (в том числе34 учреждения специального образования (19 ЦКРОиР, 8 специальных дошкольных учреждений, 2 вспомогательные школы-интернаты, 1 вспомогательная школа, 4 специальных общеобразовательных школ-интернатов).
Интегрированное обучение и воспитание организовано в 264 учреждениях дошкольного образования и в 220 – общего среднего образования.
В 2015/2016 учебном году образовательный процесс в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания и специальных классах осуществляют 579 (+10) педагогов, из них высшее образование по направлению «Специальное образование» имеют 549  (95%) ( в 2014/2015 – 528 (93%) из 569); высшую квалификационную категорию – 63 (11%), первую – 254 (44%), вторую – 123 (22%), без категории – 139 (24 %), подтвердили высшую категорию - 17 (27%).  Учреждения образования полностью обеспечены педагогическими работниками за счет привлечения студентов  старших курсов, обучающихся на переподготовке (30): Наиболее благоприятная ситуация по обеспеченности учителями-дефектологами сложилась в Берестовицком, Дятловском, Зельвенском, Ивьевском, Новогрудском, Свислочском, Сморгонском районах.
В рамках реализации государственной задачи по обеспечению прав на получение качественного образования новых групп детей с особенностями психофизического развития,
с 2012/2013 уч.года на базе СШ №23 г.Гродно функционирует интегрированный класс для детей с нарушением слуха, компенсированных кохлеарнымимплантом,
с 2013/2014 уч.года на базе ДУ №62 г.Гродно специальная группа для детей с аутистическими нарушениями,
с 2014/2015 уч.года на базе ДУ №65 г.Гродно специальная группа для детей с аутистическими нарушениями,
с 2015/2016уч.года на базе СШ №16 г.Гродно интегрированный класс для детей с аутистическими нарушениями и для детей с нарушением слуха, компенсированных кохлеарнымимплантом
Во всех районах определены опорные учреждения образования для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развитии(всего - 43, из них 27 учреждений общего среднего и 16 дошкольных учреждений образования). Ведется работа по созданию необходимых условий для функционирования учреждений в соответствии с заявленным статусом. В рамках выполнения областных и районных мероприятий по реализации Государственных программ, направленных на создание необходимых условий для обучения и воспитания лиц с ОПФР в учреждениях, универсальная безбарьерная среда создана в 10% опорных учреждений от их общего количества, в 84%ЦКРОиР, 25% специальных дошкольных учреждений, 43% специальных и вспомогательных школ и школ-интернатов.
Обеспечивается потребность лиц с ОПФР в получении профессии. На базе 10 учреждений профессионально-технического образования функционируют 21 специальная и 1 интегрированная группы, в которых  обучаются 252 учащихся с ОПФР.
В 2015 году учреждения, реализующие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, закончили 272 выпускника из числа лиц с особенностями психофизического развитии(на уровне общего среднего образования – 78, на уровне общего среднего для лиц с интеллектуальной недостаточностью – 194). Из них: 158 (58%) продолжили получение образования в учреждениях профессионально-технического образования, 8 (3%) – в учреждениях среднего специального образования, 25 (9%) – в 11-12 классах углубленной социальной и профессиональной подготовки, 14 (5%) – в 10 (11,12) классах,  11 (4%)  - трудоустроено, 52 (19%) - не трудоустроены по причине инвалидности, 3 (1%) - не трудоустроены по другим причинам.
Педагогические работники активно участвуют в экспериментальной и инновационной деятельности. Продолжается работа по реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация модели инклюзивного образования в учреждениях образования» (2014-2017), в котором участвует ГУО «Средняя школа №3 г.Дятлово», в которой функционирует 2 инклюзивных класса. С 2015 года в данную деятельность включен ДятловскийЦКРОиР.
Два учреждения дошкольного образования (ГУО «Дошкольный центр развития ребенка а.г.Поречье», ГУО «Ясли-сад а.г.Индура») принимают участие в инновационной деятельности  «Внедрение модели создания толерантной образовательной среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования (2014-2017)».
Продолжено участие УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения г.Гродно» в инновационном проекте «Внедрение модели Республиканского инновационного ресурсного центра, как компонента единого образовательного пространства» (2015-2017). Центр является областным ресурсным центром по теме: «Методическое сопровождение процесса сопровождения процесса обучения и воспитания детей с аутистическими нарушениями в условиях учреждения образования и семьи».
По результатам работы системы образования за 2015 год коллектив УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения г.Гродно» награжден грамотой Министерства образования Республики Беларусь в номинации «За обеспечение качества специального образования, развитие потенциала детей с особенностями психофизического развитии».
По итогам I республиканского конкурса «Лучшее специальное учреждение образования»  ГУО «Специальный ясли-сад г.Слонима» награжден дипломом 3 степени в номинации «Лучшее специальное дошкольное учреждение»